Военная техника
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
Россия и Индия согласовали условия поставки С-400 на $6 млрд
Россия планирует поставить Индии несколько полковых комплектов зенитно-ракетных комплексов С-400 на сумму не менее $6 млрд, рассказали два источника в Минобороны.
«Речь может идти о пяти полках, это десять дивизионов», — рассказал первый источник.
Индии могут поставить «четыре полковых комплекта С-400 и полк смешанного состава с боекомплектом и запчастями», заметил второй источник РБК в Минобороны. По его словам, в понедельник стороны подписали меморандум о намерениях. Стоимость всего контракта составит $6,2 млрд, уточнил собеседник.
Знакомый с ходом переговоров источник с индийской стороны сообщил, что согласование сделки по С-400 находится на финальной стадии. По его словам, единственным «камнем преткновения» для заключения сделки остается риск попадания Индии под американские санкции из-за принятого Вашингтоном в августе 2017 года федерального закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Согласно закону, против стран, проводящих крупные сделки с оборонными предприятиями России, могут быть введены санкции со стороны США. Источник отметил, что сейчас Индия пытается договориться с США о том, чтобы Вашингтон не вводил санкции в отношении Нью-Дели из-за сделки с Москвой.
Индийское агентство PTI со ссылкой на высокопоставленного чиновника, участвовавшего в переговорах с Россией, сообщило, что обсуждение «финансовой составляющей» сделки завершено. По информации агентства, Россия и Индия, скорее всего, объявят о сделке до саммита лидеров двух стран в октябре этого года.
В свою очередь, глава комитета палаты представителей США по вооруженным силам Уильям Торнберри заявил сегодня, что США разочарованы тем, что Индия заключила с Россией контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф», но введение санкций в отношении Нью-Дели маловероятно. При этом конгрессмен добавил, что покупка российских систем ПРО осложнит доступ Индии к американским военным технологиям, в частности к беспилотникам Predator.
Россия планирует поставить Индии несколько полковых комплектов зенитно-ракетных комплексов С-400 на сумму не менее $6 млрд, рассказали два источника в Минобороны.
«Речь может идти о пяти полках, это десять дивизионов», — рассказал первый источник.
Индии могут поставить «четыре полковых комплекта С-400 и полк смешанного состава с боекомплектом и запчастями», заметил второй источник РБК в Минобороны. По его словам, в понедельник стороны подписали меморандум о намерениях. Стоимость всего контракта составит $6,2 млрд, уточнил собеседник.
Знакомый с ходом переговоров источник с индийской стороны сообщил, что согласование сделки по С-400 находится на финальной стадии. По его словам, единственным «камнем преткновения» для заключения сделки остается риск попадания Индии под американские санкции из-за принятого Вашингтоном в августе 2017 года федерального закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Согласно закону, против стран, проводящих крупные сделки с оборонными предприятиями России, могут быть введены санкции со стороны США. Источник отметил, что сейчас Индия пытается договориться с США о том, чтобы Вашингтон не вводил санкции в отношении Нью-Дели из-за сделки с Москвой.
Индийское агентство PTI со ссылкой на высокопоставленного чиновника, участвовавшего в переговорах с Россией, сообщило, что обсуждение «финансовой составляющей» сделки завершено. По информации агентства, Россия и Индия, скорее всего, объявят о сделке до саммита лидеров двух стран в октябре этого года.
В свою очередь, глава комитета палаты представителей США по вооруженным силам Уильям Торнберри заявил сегодня, что США разочарованы тем, что Индия заключила с Россией контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф», но введение санкций в отношении Нью-Дели маловероятно. При этом конгрессмен добавил, что покупка российских систем ПРО осложнит доступ Индии к американским военным технологиям, в частности к беспилотникам Predator.
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
Индонезия подписала с Россией контракт на поставку 11 истребителей!
Официально подписан контракт между Россией и Индонезией на поставку 11 истребителей Су-35 компании «Сухой».
Официально подписан контракт между Россией и Индонезией на поставку 11 истребителей Су-35 компании «Сухой».
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
В России испытывают ударный беспилотник массой более 7,5 тонн.
"Беспилотник предназначен для длительных полетов, его масса - более 7,5 тонн",- сказал собеседник агентства.
По его словам, речь идет о БПЛА "Альтиус-О". Ранее говорилось, что он весит 5 тонн.
Как сообщалось, беспилотник "Альтиус" разрабатывается ОКБ им. Симонова (Казань) при участии Группы "Кронштадт" по контракту с Минобороны РФ от 2011 года. Первый опытный образец начал лётные испытания в июле 2016 года.
"Беспилотник предназначен для длительных полетов, его масса - более 7,5 тонн",- сказал собеседник агентства.
По его словам, речь идет о БПЛА "Альтиус-О". Ранее говорилось, что он весит 5 тонн.
Как сообщалось, беспилотник "Альтиус" разрабатывается ОКБ им. Симонова (Казань) при участии Группы "Кронштадт" по контракту с Минобороны РФ от 2011 года. Первый опытный образец начал лётные испытания в июле 2016 года.
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- Slaw
- Дон
- Сообщения: 10978
- Зарегистрирован: 16 мар 2016, 07:54
- Откуда: Архангельск
- Благодарил (а): 396 раз
- Поблагодарили: 688 раз
- грызун
- Дон
- Сообщения: 23633
- Зарегистрирован: 28 мар 2016, 10:29
- Откуда: рядышком с краснодаром
- Благодарил (а): 1409 раз
- Поблагодарили: 2311 раз
Военная техника
Подготовка к российскому танковому биотлоне..
Только этого в принципе достаточно чтоб до Берлина доехать
Только этого в принципе достаточно чтоб до Берлина доехать
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
Это просто праздник какой-то
Сборка корпусов (песочный цвет) БМП-3 на Курганмашзаводе для Иракской Армии.
Июль 2018-го, "Курганcкий машиностроительный завод" (КМЗ)
Данный контракт выполняется без особого освещения, без пиара, без шума...
Сборка корпусов (песочный цвет) БМП-3 на Курганмашзаводе для Иракской Армии.
Июль 2018-го, "Курганcкий машиностроительный завод" (КМЗ)
Данный контракт выполняется без особого освещения, без пиара, без шума...
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- грызун
- Дон
- Сообщения: 23633
- Зарегистрирован: 28 мар 2016, 10:29
- Откуда: рядышком с краснодаром
- Благодарил (а): 1409 раз
- Поблагодарили: 2311 раз
Военная техника
Интересно. Погуглил
в 2015 году Россия и Ирак заключили контракт на закупку около 500 БМП-3
И уже с февраля отгружают
в 2015 году Россия и Ирак заключили контракт на закупку около 500 БМП-3
И уже с февраля отгружают
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
Очередная вундервафля обломалась
Конец "Карателя": армия США отказалась от "умного" гранатомета
Армия США официально свернула проект Punisher ("Каратель"), в рамках которого велась разработка перспективного гранатометного комплекса XM25, способного поражать укрывшегося за преградой противника. Высокотехнологичное оружие, успешно прошедшее испытания, стало жертвой затянувшейся разработки, раздутого бюджета, а также возникших недавно сомнений в его полезности. Закрытие проекта позволит Пентагонгу сэкономить 2,3 млрд долларов, сообщает официальная газета министерства обороны Соединенных Штатов Stars and Stripes.
Оружие, о котором идет речь, представляет собой компьютеризированный 25-мм гранатомет, работающий в сопряжении с электронным блоком снаряда, подрывающим гранату тогда, когда это необходимо.
Ранее считалось, что "Каратель" изменит тактику пехотных подразделений, так как с его помощью солдаты смогут без проблем ликвидировать укрывшихся противников. К примеру, можно запрограммировать гранату на подрыв за дверным проемом, над окопом и т. д., пишет Popular Mechanics.
Однако испытания XM25 в Афганистане, проходившие в 2010-2013 годах, дали неоднозначные результаты. Их приостановили после того, как несколько солдат получили ранения из-за неисправности гранатомета. Вскоре после этого подразделения рейнджеров армии США отказались от использования "умных" гранатометов, назвав их тяжелыми и громоздкими по сравнению с привычным автоматическим карабином M4 с подствольником. Также военные жаловались на слишком большой вес боекомплекта. К тому же входившие в него 36 гранат слишком быстро заканчивались в бою.
Армия США расторгла контракт с производителем гранатомета, сохранив за собой право на все наработки по проекту. Возможно, в будущем они будут использованы при создании нового "умного" гранатомета.
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- грызун
- Дон
- Сообщения: 23633
- Зарегистрирован: 28 мар 2016, 10:29
- Откуда: рядышком с краснодаром
- Благодарил (а): 1409 раз
- Поблагодарили: 2311 раз
Военная техника
Оригинально решение
Фото кабины краза для Богданы изнутри.
Шпингалеты не помню у кого ещё есть.
Я такие примерно делал теще для лёгкого огородного домика размышлений
Фото кабины краза для Богданы изнутри.
Шпингалеты не помню у кого ещё есть.
Я такие примерно делал теще для лёгкого огородного домика размышлений
- Лыжник
- Дон
- Сообщения: 24884
- Зарегистрирован: 06 апр 2016, 15:59
- Откуда: Суровый город
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 5030 раз
Военная техника
еще дезодоранта флакончик. и хлопцы могут спокойно сраться. в комфортной обстановке))))
- Slaw
- Дон
- Сообщения: 10978
- Зарегистрирован: 16 мар 2016, 07:54
- Откуда: Архангельск
- Благодарил (а): 396 раз
- Поблагодарили: 688 раз
- demivale
- Адвокат
- Сообщения: 3529
- Зарегистрирован: 01 авг 2016, 13:06
- Откуда: г.Багратионовск Калининградская обл.
- Благодарил (а): 1779 раз
- Поблагодарили: 572 раза
Военная техника
А к перекладине перед задними сиденьями,их наручниками пристёгивают,чтобы не сбежали с поля боя
Кто умеет,тот делает!кто не умеет,тот учит!
- dimka
- Дон
- Сообщения: 24655
- Зарегистрирован: 04 апр 2016, 10:48
- Откуда: Москва, м. Тульская
- Благодарил (а): 7521 раз
- Поблагодарили: 3407 раз
Военная техника
Ты чё? Это боковая пушка
"Если у человека верный глаз, верный нос и верная душа, он никогда не будет слишком стар, чтобы пойти на охоту." (Гончие Бафута)
- грызун
- Дон
- Сообщения: 23633
- Зарегистрирован: 28 мар 2016, 10:29
- Откуда: рядышком с краснодаром
- Благодарил (а): 1409 раз
- Поблагодарили: 2311 раз
Военная техника
Перекладина может для подвеса сидений по новой моде в антиподрывном варианте? Чтоб не на пол. Ну это я так подумал. Больше ничего в голову не пришло
А шпингалеты это против москалей. Когда Богдана попадет в плановый котел москали такие тук-тук подвергают дверь. Закрыто ..ну и пойдут себе дальше.. москали ж тупые а хлопцы потом как выскочат .хероям сала
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
“Передаем привет западным партнёрам из восточного Средиземноморья”
Пуск противокорабельной ракеты
П-270 «Москит» (по кодификации НАТО «Солнечный ожог»)-российская сверхзвуковая маловысотная противокорабельная крылатая ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой, создана в МКБ «Радуга».
После старта ракета выполняет «горку», набирая высоту, а затем снижаясь до высоты 20 метров — эта высота полёта поддерживается на всём маршевом участке траектории. При подходе к цели «Москит» снижается до высоты 7 метров, двигаясь «над гребнем волн». Для прорыва противовоздушной обороны цели ракета может выполнять противозенитный манёвр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10.
ПКР «Москит» входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия современными и перспективными средствами противника. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта.
Пуск противокорабельной ракеты
П-270 «Москит» (по кодификации НАТО «Солнечный ожог»)-российская сверхзвуковая маловысотная противокорабельная крылатая ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой, создана в МКБ «Радуга».
После старта ракета выполняет «горку», набирая высоту, а затем снижаясь до высоты 20 метров — эта высота полёта поддерживается на всём маршевом участке траектории. При подходе к цели «Москит» снижается до высоты 7 метров, двигаясь «над гребнем волн». Для прорыва противовоздушной обороны цели ракета может выполнять противозенитный манёвр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10.
ПКР «Москит» входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещающих, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия современными и перспективными средствами противника. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км при высотном профиле полёта.
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
Индия решила купить у России четыре фрегата проекта 11356
Индия заключит соглашение о покупке у России четырех новых фрегатов проекта 11356. В настоящее время обсуждают последние детали предстоящей сделки, сообщает ТАСС.
Контракт подпишут в ходе саммита с участием премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента России Владимира Путина в октябре.
Общая стоимость проекта оценивается в 150 млрд рублей.
Индия заключит соглашение о покупке у России четырех новых фрегатов проекта 11356. В настоящее время обсуждают последние детали предстоящей сделки, сообщает ТАСС.
Контракт подпишут в ходе саммита с участием премьер-министра Индии Нарендры Моди и президента России Владимира Путина в октябре.
Общая стоимость проекта оценивается в 150 млрд рублей.
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.
- Scenic
- Дон
- Сообщения: 18056
- Зарегистрирован: 10 мар 2016, 20:36
- Откуда: Петрозаводск
- Благодарил (а): 1880 раз
- Поблагодарили: 4457 раз
- Контактная информация:
Военная техника
Ударный экраноплан: ужас, летящий над гребнями волн
На прошедшем в рамках форума «Армия-2018» «круглом столе», организованном «Объединенной судостроительной корпорацией», прозвучала одна новость, которую мало кто заметил. Советник президента «ОСК», экс-командующий ВМФ России Виктор Чирков сказал о том, что судостроительный холдинг будет принимать активное участие в создании военных экранопланов.
Через несколько недель после этого глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе «Гидроавиасалона-2018» уточнил, что экранопланы, создаваемые в рамках ГПВ-2027, будут иметь на борту ракетное вооружение.
Чтобы понять всю важность сделанных заявлений, сделаем экскурс в недавнюю историю.
Запад испугался советского «каспийского монстра»
1967 год для космической разведки США выдался жарким. Спутник-шпион КН-4 (КН - Key Hole, «замочная скважина») выявил в акватории Каспийского моря странный объект русских. Для уточнения деталей американцы скорректировали орбиту новейшего спутника-шпиона КН-8 GAMBIT, который сделал снимки объекта в высоком качестве. В штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли по этим фотографиям специалисты смогли определить, что объект, скорее всего, является самолетом-амфибией. Но его необычная компоновка не укладывалась в известные схемы планеров такого типа.
Действительно, самолет был огромным, превосходящим размерами все известные самолеты-амфибии. Он имел в длину около 100 м при удивительно малом размахе крыльев - около 40 м.
ЦРУ подключило к исследованиям специалистов из NASA. Те, изучив снимки, заявили, что летающая лодка с короткими крыльями - это нонсенс. Это какой-то монстр, а не самолет. Непонятно, как такое изделие сможет летать.
Таков был официальный вердикт, и только три инженера NASA открыто заявили о том, что в СССР разработали новый вид техники, который впоследствии назвали экранопланом.
Справка
Экраноплан - летательный аппарат, подобный самолету, но летающий на относительно небольшой высоте над поверхностью воды, земли, снега или льда в пределах действия аэродинамического экрана.
Экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая путем нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. Крыло экраноплана создает подъемную силу не за счет разреженного давления над верхней плоскостью, как у самолетов, а за счет повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах. Эффект экрана связан с тем, что рост давления от крыла достигает земли или воды, отражается и успевает дойти до крыла.
***
Вскоре в авторитетном военном журнале Jane’s Intelligence Revue была опубликована статья, в которой говорилось: «Эксперты предполагают, что крылья этого секретного аппарата создают такую подъемную силу, что ее хватает на подъем до высоты крейсирования (9-10 м) над уровнем аэродинамического экрана поверхности».
С тех пор акватория Каспийского моря стала «ареалом» пристального наблюдения спутников-шпионов США. Они регулярно поставляли новые данные о ходе испытаний «Каспийского монстра». Споры о том, для чего русским экраноплан, не утихали вплоть до 1989-го. А в том году рванула информационная бомба: в СССР с борта экраноплана были проведены испытательные пуски крылатых ракет!
К изучению возможной угрозы от малоизученного летательного аппарата (ЛА) были подключены все силы воздушной и космической разведки США и стран НАТО. Вскоре были получены первые данные, согласно которым Duck («Утка» - так окрестили наш экраноплан проекта 903 «Лунь» американцы) мог двигаться со скоростью около 500 км/час и совершать перелеты на расстояние около 2.000 километров. Установленный на ЛА комплекс противокорабельных ракет «Москит» (ЗМ-80Е), состоящий из шести пусковых установок, мог стать опасным даже для авианосца.
Но тут исчез СССР…
Доклад ЦРУ о новом сверхсекретном оружии внимательно изучили адмиралы ВМС США. Им было, о чем подумать.
Русские, доложила разведка, планировали создать восемь таких аппаратов, и, скорее всего, они будут распределены поровну между Северным и Тихоокеанским флотами. Четыре экраноплана с 24 ПКР «Москит», невидимые для радаров и, соответственно, неуязвимые, станут фатальным квартетом для флота США. Также в СССР уже создали 11-ю отдельную авиагруппу из четырех десантных экранопланов, каждый из которых мог перевозить до 200 солдат или два БТР…
Разработка новой тактики по обнаружению и уничтожению экранопланов требовала привлечения ресурсов - человеческих и финансовых. Постоянно держать в воздухе против «монстров» звенья F-15 с ракетами? Но с какими? С Sea Sparrow, которые могут сбивать воздушные цели на высотах 6 метров? Или все-таки такой ЛА можно уничтожить корабельными «Гарпунами»?
Но вот незадача: экраноплан - это не медлительный корабль, идущий со скоростью 40-45 км/час, а ударный ракетный комплекс, мчащийся на скорости 500 км/ч и запускающий свои ПКР с ходу на высотах полета 1-5 метров.
От поиска непростых решений командование ВМС США спасли только распад СССР и прекращение работ по дальнейшему строительству экранопланов-ракетоносцев проекта 903 «Лунь». Единственный экземпляр «Луня», испытанного с боевыми стрельбами (1990 год), сейчас ожидает своего возрождения на территории завода «ДагДизель» (входит в холдинг «КТРВ»).
Новая путевка в жизнь
Так что же стало основой недавних заявлений советника президента АО «ОСК» и министра промышленности и торговли? Ответ ясен: научно-технический задел, полученный в результате работ и испытаний экранопланов, которые создавались под руководством выдающегося советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Второй основой явилась Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы, в которой была прописана разработка концептуальных проектов высокоскоростных судов и судов-экранопланов. В рамках этой ФЦП с 2009 года Департаментом судостроительной промышленности и морской техники проведено 11 НИР и НИОКР по экранопланной тематике.
Третьим «китом», на котором стоит эта идея, стало то, что экранопланостроение в России продолжалось и после развала СССР. Этим занимались и занимаются компании, входящие в Ассоциацию «Экраноплан». Так, ООО «Орион» ведет ОКР по экспериментальному образцу 14-тонного экраноплана, а ООО «Небо+Море» по договору с правительством Республики Саха (Якутия) ведет работы по испытанию высокоскоростной амфибии «Буревестник-24» на реке Лена. ООО «АТТК-Инвест» разрабатывает экраноплан «Акваглайд-30» и транспортно-амфибийные платформы различной размерности. Ведутся работы по тематике экранопланов и в «ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева».
Неоспоримые достоинства
Возникает вопрос: почему же именно экранопланы так важны нам сейчас, а не самолеты-амфибии? Ответ кроется в их неоспоримых достоинствах.
Во-первых, их отличает высокая живучесть. Они гораздо безопаснее обычных самолетов. В случае обнаружения неисправности в полете экраноплан может сесть на воду даже при сильном волнении моря. Неисправность одного-двух двигателей зачастую неопасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделенных на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
Во-вторых, экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам превосходят боевые корабли на воздушной подушке и на подводных крыльях. Их скорость полета - от 400 до 600 и более км/ч.
В-третьих, на высоте полета от 1 до 10 метров они малозаметны на радарах.
В-четвертых, экранопланы многофункциональны и способны выполнять целый комплекс задач. Они могут быть авианесущими, противолодочными, противоракетными, десантными и транспортными.
В-пятых, специфического оружия против экранопланов не существует до сих пор.
И, в-шестых, для взлета и посадки им не нужна взлетная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. Для экранопланов неважен тип поверхности, создающей эффект экрана: они с равным успехом могут перемещаться над водной гладью, снежной равниной или бездорожьем.
Экранопланы за рубежом
В настоящее время особенно активно разработкой экранопланов занимаются в США и Китае.
Американцы, для которых проблема стратегической мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект экранолета «Пеликан» (Boeing Pelican ULTRA - Ultra Large TRansport Aircraft). Он будет должен перебрасывать до 1.400 тонн груза (20 танков «Абрамс» или 3.000 солдат) на 12.000 км с крейсерской скоростью 460 км/ч.
Длина «Пеликана» составит 152 м, размах крыльев - 106 м, максимальная взлетная масса - 2.700 тонн. Предполагается, что взлетать он сможет не только с воды, но и с суши. Появление в составе USAF авиакрыла из 14 экранопланов Pelican ULTRA решит задачу по переброске бронетанковой дивизии США в любую точку планеты в течение нескольких часов.
Китай к 2018 году собирался построить не менее 200 экранопланов различного назначения и размера. Первые небольшие экранопланы строились в КНР еще в конце 1980-х, но они остались на уровне экспериментальных образцов. В настоящее время в Китае по экранопланам разработана и реализуется национальная программа.
Экранопланы в России
Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъемность, вместимость и комфортабельность, а от самолетов - скорость и дальность. В военном варианте в таких летательных аппаратах могут размещаться военная техника и военнослужащие, в гражданском - стандартные контейнеры и иные грузы. При угрозе военного противостояния как боевые, так и транспортные экранопланы (с техникой и военнослужащими), вооруженные крылатыми ракетами и комплексами ПВО, можно менее чем за сутки перебросить к любой точке наших морских границ на направление главного удара вероятного противника.
Понятно, что все эти достоинства необходимы не только на просторах Арктики и Тихого океана, экранопланы вполне могут пригодиться и в условиях Черного и Балтийского морей. На ракетные экранопланы могут быть установлены комплексы с ПКР «Кинжал» или с перспективной ПКР «Циркон», испытания которой скоро завершатся.
Основное конструкторское решение будущего экраноплана военного назначения - это унификация специализированных однотипных грузовых помещений внутри центроплана, а также модульность надстроек систем вооружения, систем связи, систем обороны и бортовых РЛС.
Научно-технический задел по экранопланам не утрачен: российская Ассоциация «Экраноплан» и «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» сохранили и в чем-то даже преумножили его. Поэтому у России есть все для возрождения всесезонного транспортного средства двойного назначения: такого, как экраноплан.
Сколько и каких типов будет создано к 2027 году? Пусть это пока останется секретом для наших недругов.
На прошедшем в рамках форума «Армия-2018» «круглом столе», организованном «Объединенной судостроительной корпорацией», прозвучала одна новость, которую мало кто заметил. Советник президента «ОСК», экс-командующий ВМФ России Виктор Чирков сказал о том, что судостроительный холдинг будет принимать активное участие в создании военных экранопланов.
Через несколько недель после этого глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе «Гидроавиасалона-2018» уточнил, что экранопланы, создаваемые в рамках ГПВ-2027, будут иметь на борту ракетное вооружение.
Чтобы понять всю важность сделанных заявлений, сделаем экскурс в недавнюю историю.
Запад испугался советского «каспийского монстра»
1967 год для космической разведки США выдался жарким. Спутник-шпион КН-4 (КН - Key Hole, «замочная скважина») выявил в акватории Каспийского моря странный объект русских. Для уточнения деталей американцы скорректировали орбиту новейшего спутника-шпиона КН-8 GAMBIT, который сделал снимки объекта в высоком качестве. В штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли по этим фотографиям специалисты смогли определить, что объект, скорее всего, является самолетом-амфибией. Но его необычная компоновка не укладывалась в известные схемы планеров такого типа.
Действительно, самолет был огромным, превосходящим размерами все известные самолеты-амфибии. Он имел в длину около 100 м при удивительно малом размахе крыльев - около 40 м.
ЦРУ подключило к исследованиям специалистов из NASA. Те, изучив снимки, заявили, что летающая лодка с короткими крыльями - это нонсенс. Это какой-то монстр, а не самолет. Непонятно, как такое изделие сможет летать.
Таков был официальный вердикт, и только три инженера NASA открыто заявили о том, что в СССР разработали новый вид техники, который впоследствии назвали экранопланом.
Справка
Экраноплан - летательный аппарат, подобный самолету, но летающий на относительно небольшой высоте над поверхностью воды, земли, снега или льда в пределах действия аэродинамического экрана.
Экранный эффект - это та же воздушная подушка, только образуемая путем нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. Крыло экраноплана создает подъемную силу не за счет разреженного давления над верхней плоскостью, как у самолетов, а за счет повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах. Эффект экрана связан с тем, что рост давления от крыла достигает земли или воды, отражается и успевает дойти до крыла.
***
Вскоре в авторитетном военном журнале Jane’s Intelligence Revue была опубликована статья, в которой говорилось: «Эксперты предполагают, что крылья этого секретного аппарата создают такую подъемную силу, что ее хватает на подъем до высоты крейсирования (9-10 м) над уровнем аэродинамического экрана поверхности».
С тех пор акватория Каспийского моря стала «ареалом» пристального наблюдения спутников-шпионов США. Они регулярно поставляли новые данные о ходе испытаний «Каспийского монстра». Споры о том, для чего русским экраноплан, не утихали вплоть до 1989-го. А в том году рванула информационная бомба: в СССР с борта экраноплана были проведены испытательные пуски крылатых ракет!
К изучению возможной угрозы от малоизученного летательного аппарата (ЛА) были подключены все силы воздушной и космической разведки США и стран НАТО. Вскоре были получены первые данные, согласно которым Duck («Утка» - так окрестили наш экраноплан проекта 903 «Лунь» американцы) мог двигаться со скоростью около 500 км/час и совершать перелеты на расстояние около 2.000 километров. Установленный на ЛА комплекс противокорабельных ракет «Москит» (ЗМ-80Е), состоящий из шести пусковых установок, мог стать опасным даже для авианосца.
Но тут исчез СССР…
Доклад ЦРУ о новом сверхсекретном оружии внимательно изучили адмиралы ВМС США. Им было, о чем подумать.
Русские, доложила разведка, планировали создать восемь таких аппаратов, и, скорее всего, они будут распределены поровну между Северным и Тихоокеанским флотами. Четыре экраноплана с 24 ПКР «Москит», невидимые для радаров и, соответственно, неуязвимые, станут фатальным квартетом для флота США. Также в СССР уже создали 11-ю отдельную авиагруппу из четырех десантных экранопланов, каждый из которых мог перевозить до 200 солдат или два БТР…
Разработка новой тактики по обнаружению и уничтожению экранопланов требовала привлечения ресурсов - человеческих и финансовых. Постоянно держать в воздухе против «монстров» звенья F-15 с ракетами? Но с какими? С Sea Sparrow, которые могут сбивать воздушные цели на высотах 6 метров? Или все-таки такой ЛА можно уничтожить корабельными «Гарпунами»?
Но вот незадача: экраноплан - это не медлительный корабль, идущий со скоростью 40-45 км/час, а ударный ракетный комплекс, мчащийся на скорости 500 км/ч и запускающий свои ПКР с ходу на высотах полета 1-5 метров.
От поиска непростых решений командование ВМС США спасли только распад СССР и прекращение работ по дальнейшему строительству экранопланов-ракетоносцев проекта 903 «Лунь». Единственный экземпляр «Луня», испытанного с боевыми стрельбами (1990 год), сейчас ожидает своего возрождения на территории завода «ДагДизель» (входит в холдинг «КТРВ»).
Новая путевка в жизнь
Так что же стало основой недавних заявлений советника президента АО «ОСК» и министра промышленности и торговли? Ответ ясен: научно-технический задел, полученный в результате работ и испытаний экранопланов, которые создавались под руководством выдающегося советского конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева. Второй основой явилась Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие гражданской морской техники» на 2009 - 2016 годы, в которой была прописана разработка концептуальных проектов высокоскоростных судов и судов-экранопланов. В рамках этой ФЦП с 2009 года Департаментом судостроительной промышленности и морской техники проведено 11 НИР и НИОКР по экранопланной тематике.
Третьим «китом», на котором стоит эта идея, стало то, что экранопланостроение в России продолжалось и после развала СССР. Этим занимались и занимаются компании, входящие в Ассоциацию «Экраноплан». Так, ООО «Орион» ведет ОКР по экспериментальному образцу 14-тонного экраноплана, а ООО «Небо+Море» по договору с правительством Республики Саха (Якутия) ведет работы по испытанию высокоскоростной амфибии «Буревестник-24» на реке Лена. ООО «АТТК-Инвест» разрабатывает экраноплан «Акваглайд-30» и транспортно-амфибийные платформы различной размерности. Ведутся работы по тематике экранопланов и в «ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева».
Неоспоримые достоинства
Возникает вопрос: почему же именно экранопланы так важны нам сейчас, а не самолеты-амфибии? Ответ кроется в их неоспоримых достоинствах.
Во-первых, их отличает высокая живучесть. Они гораздо безопаснее обычных самолетов. В случае обнаружения неисправности в полете экраноплан может сесть на воду даже при сильном волнении моря. Неисправность одного-двух двигателей зачастую неопасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделенных на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
Во-вторых, экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам превосходят боевые корабли на воздушной подушке и на подводных крыльях. Их скорость полета - от 400 до 600 и более км/ч.
В-третьих, на высоте полета от 1 до 10 метров они малозаметны на радарах.
В-четвертых, экранопланы многофункциональны и способны выполнять целый комплекс задач. Они могут быть авианесущими, противолодочными, противоракетными, десантными и транспортными.
В-пятых, специфического оружия против экранопланов не существует до сих пор.
И, в-шестых, для взлета и посадки им не нужна взлетная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. Для экранопланов неважен тип поверхности, создающей эффект экрана: они с равным успехом могут перемещаться над водной гладью, снежной равниной или бездорожьем.
Экранопланы за рубежом
В настоящее время особенно активно разработкой экранопланов занимаются в США и Китае.
Американцы, для которых проблема стратегической мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект экранолета «Пеликан» (Boeing Pelican ULTRA - Ultra Large TRansport Aircraft). Он будет должен перебрасывать до 1.400 тонн груза (20 танков «Абрамс» или 3.000 солдат) на 12.000 км с крейсерской скоростью 460 км/ч.
Длина «Пеликана» составит 152 м, размах крыльев - 106 м, максимальная взлетная масса - 2.700 тонн. Предполагается, что взлетать он сможет не только с воды, но и с суши. Появление в составе USAF авиакрыла из 14 экранопланов Pelican ULTRA решит задачу по переброске бронетанковой дивизии США в любую точку планеты в течение нескольких часов.
Китай к 2018 году собирался построить не менее 200 экранопланов различного назначения и размера. Первые небольшие экранопланы строились в КНР еще в конце 1980-х, но они остались на уровне экспериментальных образцов. В настоящее время в Китае по экранопланам разработана и реализуется национальная программа.
Экранопланы в России
Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъемность, вместимость и комфортабельность, а от самолетов - скорость и дальность. В военном варианте в таких летательных аппаратах могут размещаться военная техника и военнослужащие, в гражданском - стандартные контейнеры и иные грузы. При угрозе военного противостояния как боевые, так и транспортные экранопланы (с техникой и военнослужащими), вооруженные крылатыми ракетами и комплексами ПВО, можно менее чем за сутки перебросить к любой точке наших морских границ на направление главного удара вероятного противника.
Понятно, что все эти достоинства необходимы не только на просторах Арктики и Тихого океана, экранопланы вполне могут пригодиться и в условиях Черного и Балтийского морей. На ракетные экранопланы могут быть установлены комплексы с ПКР «Кинжал» или с перспективной ПКР «Циркон», испытания которой скоро завершатся.
Основное конструкторское решение будущего экраноплана военного назначения - это унификация специализированных однотипных грузовых помещений внутри центроплана, а также модульность надстроек систем вооружения, систем связи, систем обороны и бортовых РЛС.
Научно-технический задел по экранопланам не утрачен: российская Ассоциация «Экраноплан» и «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» сохранили и в чем-то даже преумножили его. Поэтому у России есть все для возрождения всесезонного транспортного средства двойного назначения: такого, как экраноплан.
Сколько и каких типов будет создано к 2027 году? Пусть это пока останется секретом для наших недругов.
А те, кто не верит в нашу доброту и великодушие, умоются кровью.